ГЛУПЕЕМ?!
УЧЁНЫЕ ПРОВЕЛИ ИССЛЕДОВАНИЕ, ПОКАЗАВШЕЕ:
СОВРЕМЕННЫЙ ЧЕЛОВЕК УТРАЧИВАЕТ СПОСОБНОСТЬ ДЕРЖАТЬ В ПАМЯТИ НЕОБХОДИМУЮ ИНФОРМАЦИЮ
- ОТ НОМЕРОВ ТЕЛЕФОНОВ ДО ДАТ КЛЮЧЕВЫХ СОБЫТИЙ, ПОЛАГАЯСЬ НА ГАДЖЕТЫ.
ПОЛУЧАЕТСЯ, ЧТО ПРОГРЕСС ТЕХНИЧЕСКИЙ ОБЕРНУЛСЯ РЕГРЕССОМ СПОСОБНОСТЕЙ
ЧЕЛОВЕКА?
Вообще прогресс человеку полезен - если
речь идёт о медицине, например. Но есть одна область, в которой всё наоборот.
Это отдельная сфера научно- технического прогресса - гаджетизация. Наши
помощники умственной деятельности перешли черту, «красную линию», за которой
начали отбирать у человека человеческое.
В былые годы нам приходилось сохранять в
голове много информации, что требовало определённого напряжения ума. Когда вы
стараетесь правильно разместить всё в своей памяти, продумываете каждую мелочь.
И, если вспоминаешь что-то, вспоминается, как правило, по ассоциации - не
только номер телефона, но и множество сопутствующих моментов. Отдавая
способность запоминания на волю гаджета, мы утрачиваем и ассоциативные связи. А
зачем? Когда будет надо, мы просто нажмём кнопку - и всё...
Раньше, даже если вы просто переписывали
что-то себе в блокнотик, то особым образом двигали рукой, выводя буквы и цифры.
У каждого человека есть свой неповторимый почерк, формирующий в том числе и
его индивидуальность. Когда вы пишете, то мыслите активно. Человек, читающий книги,
вынужден был оставлять полученную, информацию в ячейках памяти, потому что в
другой раз у него этой книги под рукой могло не оказаться. А теперь зачем
запоминать что-то, когда оно всегда есть в Сети? В итоге значительная часть
знаний уже не хранится в голове, а значит, вы не оперируете ими, когда размышляете.
Выработался своего рода рефлекс: не запоминать то, что узнаёшь, потому что это
лишнее усилие. И, что самое печальное, сокращается не только наша оперативная
память, но и долговременная тоже.
К чему всё это может привести? Человек
перестаёт быть универсальным, эрудированным. У него в мозгу содержатся только
те знания, которые нужны в повседневной деятельности, ради которых не будешь
каждый раз заходить в Интернет или бежать за телефоном. Из такого человека
вряд ли вырастет гений уровня Толстого - для этого нужны широта мышления,
умение этим мышлением пользоваться и понимание, как устроен мир.
Конечно, гаджеты не отучают нас думать
вообще - они «всего лишь» отучают мыслить широко и ассоциативно. И все наши
решения примитивизируются: у них могли бы быть более интересные варианты, но
поневоле всё становится максимально простым и приземлённым. В гуманистическом
смысле мы становимся всё более бедными. Да и будущие прорывы в науке могут
оказаться под вопросом.
Александр Каплан, психофизиолог,
профессор, завлабораторией нейрофизиологии и нейроинтерфейсов биофака МГУ